О миграционных процессах раннего средневековья

Кто-то хочет, чтобы мы воспринимали Восточную Римскую империю, как некую ущербность по сравнению с Западной Римской империей и высокомерно указывает на малое количество доказательств существования ее величия, как мирового культурного центра, так как не смогла оставить после себя серьезного наследия. Да, такая проблема есть и она довольно сильно ограничивает восприятие целостности мира.

В данной публикации я ни в коей мере не хочу умалить достижения западноевропейской и других мировых цивилизаций. Но "пепел Клааса стучит в мое сердце" /Шарль де Костер "Легенда о Тиле Уленшпигеле"/

Восточная Римская империя (Византия)

Начнем с того, что название «Ви­зантия» ус­лов­но. Его вве­ли в обо­рот где-то в XVIвеке. Са­ми жи­те­ли Восточной Римской империи очень бы удивились, узнав, что они живут в Виза́нтии. Византийцами в те времена назывались горожане Виза́нтии.(ударение на втором слоге). Сами же они на­зы­ва­ли своё государство Ро­ма­ни­ей, про­дол­жая счи­тать её вплоть до ос­ман­ско­го за­вое­ва­ния Римской им­пе­ри­ей, а се­бя – ро­мея­ми, то есть рим­ля­на­ми.

Западная же часть Римской империи прекратила свое существование после завоевания ее го́тами, варварскими племенами пришедшими с севера Европы. Завоеватели предпочитали править, оставаясь в тени поставленного ими правителя из местных, которого церковь, тогда еще единая, не признавала.

Города в Восточной Римской им­пе­рии не пе­ре­жи­ва­ли то­го упад­ка, что на За­па­де – куп­цы гос­под­ство­ва­ли в сре­ди­зем­но­мор­ской тор­гов­ле; глав­ной про­из­вод­ст­вен­ной ячей­кой бы­ла ре­мес­лен­ная мас­тер­ская, слу­жив­шая так­же лав­кой. За­про­сы зна­ти, ну­ж­ды ар­мии, цар­ско­го дво­ра и церк­ви сти­му­ли­ро­ва­ли про­изводство вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ных из­де­лий.

Византия слы­ла мас­тер­ской ве­ли­ко­ле­пия, её зо­ло­тая мо­не­та (со­лид, или но­мис­ма) име­ла хо­ж­де­ние в Ев­ро­пе и на Ближ­нем Вос­то­ке. Император Юс­ти­ни­ан со­дей­ст­во­вал про­клад­ке но­вых тор­го­вых пу­тей на Вос­ток в обход Ирана (завоевание территорий османами шло со стороны мусульманского Ирана). По­сле ов­ла­де­ния тай­ной шёл­ко­тка­че­ства про­изводство шёл­ка бы­ло на­ла­же­но в Си­рии, Па­ле­сти­не и на Пе­ло­пон­не­се и при­но­си­ло каз­не боль­шие до­хо­ды. Церковь в конфликт с государством не вступала. Спокойно относилась к другим вероисповеданиям. Осмысление христианских идей прошло и через период отрицания изображений на иконах, и через возврат к эллинским традициям в искусстве.

После Раскола христианской церкви в 1054 году Римская Католическая Церковь, сделав своей целью распостранение влияния и присоединение территорий, со временем превратилась в лидирующую силу, что совсем не удивительно, если немного поразмыслить: следствие слияния, агрессивности и жёсткости скотоводов, пришедших с севера Европы, и амбициозности древнего Рима, когда и целого мира мало, и все зто было приправлено объявлением Ватиканом папы «Наместником Христа», проще говоря, богом не на облаках, а на Земле. Все это и привело к конфликтам и войнам, а те в свою очередь к миграционным потокам и даже исходам целым народов со своих исконных земель.


При папе Иннокентии III в церковном праве было специально записано, что папа выше любых светских властей, включая императора, и что «наместник Христа» вправе вмешиваться в любые светские дела и распоряжаться коронами государей /последнее право надо особо отметить/.

Король датский признал его верховенство над собой, король польский сделал Иннокентия III блюстителем своего престола, один из испанских королей (король Арагона), приняв корону из рук папы, объявил свое государство вассальным владением святого престола и далее по списку...

Из-за усиления влияния Ватикана возникла конфронтация между папой и императором Священной Римской империи. В Италии возникло политическое направление, ограничивающее власть императора и передаче ее Священному Престолу. Со временем Империя превратилась из величия при Фридрихе Барбароса в набор отдельных княжеств.

Франция. Когда Филипп II Август в нарушение церковного права развелся с женой и женился вторично, Иннокентий III наложил на Францию интердикт и заставил восстановить все права оскорблённой королевы. Затем пришел черед и Англии.

Англия. Иоанн поссорился с папой, отказавшись принять поставленного Иннокентием III архиепископа Кентерберийского. Тогда папа наложил на Англию интердикт, отлучил Иоанна от церкви, объявил его лишенным престола и предложил Филиппу II возглавить крестовый поход против Англии, чтобы принять после победы английскую корону.

Спастись от опасности Иоанн смог, лишь полностью подчинившись папе и , более того, объявив себя его вассалом. Иоанн признал, что Английское королевство принадлежит святому престолу, а он, король, получает его только как феодал.

В этой череде событий стоит и разгром Константинополя в 1204 году, когда крестоносцы ворвались в столицу Византии и подвергли ее жесточайшему разгрому, неслыханному грабежу. Далее последовало планомерное уничтожение Восточной Римской империи – назначееие в администрацию только католиков и затем сдача Латинского государства османам, когда им были отданы приоритеты в назначении на руководящие места в администрациях всех территорий во вновь образовавшемся государстве. Его падение было уже делом времени. Что и произошло в 1261 году.


Падение мощнейшего культурного центра, коим являлась Восточная Римская империя (Византия), дало толчок в забитой и запуганной кострами инквизиции Европе к возникновению эпохи Возрождения. Ядром, яркой звездой эпохи Возрождения, стала Флоренция, ещё свежа была память современников о том, что Флоренция в течении 2-х столетий являлась столицей Западной Римской империи.

Из прибывающей в упадке, гонениях и депрессии Византии в Европу потянулись вереницы переселенцев. Вместе с ними пришел и дух Византии – ее мысли, ее одухотворённость , ее философские учения и понятия демократии, отношение к жизни. Центр культуры переместился. Были созданы предпосылки для появления знаменитых произведений итальянских мастеров и к возникновению такого философского направления, как "гуманизм". Она являла собой образчик художественной школы, работы учёных, философских собраний. Именно там зародился "гуманизм", как философское учение. Флоренция отличалась и наличием больших (в рамках ассортимента и количества выпускаемой продукции) промышленных предприятий. Была впереди планеты всей в новых экономических отношениях: во Флоренции впервые возникли серьезные разногласия между трудовыми коллективами и собственниками предприятий (их споры по возможности решались в законодательных собраниях). но в итоге все-таки привели к серьезному разлому в обществе, чем неприминула воспользоваться европейская аристократия Генуи,Венеции, Франции, Англии, Испании и далее по списку...

Республика, находясь в постоянном поиске справедливого общества, взрастившая известнейших художников Эпохи Возрождения, писателей, архитекторов, ученых, в течении многих лет искала компромис между ни в чем себе не отказывающей верхушки, утопающей в безудержной роскоши, и цеховиками. Но в результате внешней интервенции превратилась в абсолютную монархию с родственником папы во главе.

Новый идеал человека

В череде близко стоящих друг от друга событий, касающихся Флоренции, а также и Новгорода, стоит окончательное завоевание Византии — оставшегося островка некогда могучей Римской империи.

Константинополь просил о помощи, но помощь императору никто не оказал, кроме генуэзцев, да и те опоздали на две недели собирая силы для военного похода. (Флоренция выход к морю имела только через генуэзский порт). После падения Константинополя Ватикан согласился принять в качестве беженцев императорскую семью Палеологов, но только с условием принятия ими католической веры(1453 год). И тут всплывает на каком-то рефлекторном уровне мысль, — понятия "добродетель" и "гуманность" у Ватикана на тот момент были или они отсутствовали, как класс?! Почему по отношению к священнослужителю появляется столь дерзкая мысль? По-моему не трудно догадаться... Теперь! Если провести параллель, то в это же время в среде учёных и художников уже давно живёт и здравствует философское течение — "гуманизм", где главными являются человек, его достоинство, учёность и добродетель. Что примечательно, гуманизм возник в среде состоящей, в основном, из потомков византийских эмигрантов.

Гуманизм

Все рассуждения гуманистов были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве. Он гласил, что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также на том, что человек был сотворён по образу и подобию божьему. По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределённостью места человека в иерархии. Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».

Скульптура Микеланджело 'Давид'

Давид (Микеланджело)

Итальянский учёный, архитектор, гуманист, писатель XV века Леон Баттиста Альберти пишет:

«Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил ещё в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твёрдой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил ещё в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твёрдость, силу, презрение к ничтожным мелочам… Поэтому будь убеждён, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье.»

Палаццо_Ручеллаи_Флоренция_автор_Альбкрти

Палаццо Ручелла. Флоренция. Автор Альберти Баттиста

Важной составляющей в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio).Лоренцо Валла перечисляет пять важных условий, необходимых для учёных занятий:

Господа! Не кажется ли вам, что это про нас, русских? Нас не понимают... Но всё оказалось проще — мы просто по духу потомки Римской империи. В нас отсутствуют гены северо-европейского скотовода начала новой эры. И что было также предопределено близостью к Пелопоннесу, к территории Римской империи, императорам, отдыхавшим в Крыму и, соответственно, эллинскому духу — всего несколько дней вниз по рекам и далее по Днепру или караваном другими путями и voila(!).

Мы, конечно же, оставались самими собой, что-то принимали, что-то — нет. Но именно их вкус к жизни заложен в нас генетически и наложен на нашу лихость и отчаянность, которая и вылезает из нас после этапа "нестояния". Другие видят в этом лень и непредсказуемость. Объясняю на пальцах... Если, например, для китайца главное — путь, то настоящему россиянину нужна цель. И не просто цель, а цель непременно благородная. Вот, тогда он точно сможет "горы свернуть", сходить за три моря в Индию, освоить Сибирь, первым открыть Антарктиду, ..построить город-сад ...

И вот тут, кстати, становится даже интересно, что же в настоящее время из себя представляем мы?... Сейчас ... А в настоящее время "бобик сдох" на почве недооценки русского, включившего "дурака" ради выживания, интенсивного навязывания чужого менталитета и отсутствия благородной цели. А это уже подвижки тектонических плит...К тому же, нам бежать некуда — нет у нас в запасе "Флоренции".


Было и такое...

Католическая церковь выказывала пристальный интерес к северным территориям, населенным язычниками (например, финскими племенем тавастов) и "схизматиками" – православными. Не нравилось ей, что Новгородцы имели тесные связи с язычниками (на территории города существовал район, где компактно проживали прибалтийцы) и тоже всегда боролись за эту территорию. Для Новгорода важно было оставить выход к Балтийскому морю для сохранения торгового сообщения с островом Готланд, который являлся узловым связующим звеном для всех купцов того времени в этом регионе. (Сохранился юридически оформленный договор от 1196 года с Готландом об условиях торговли и взимании штрафов, если эти условия будут нарушены. Причем, договор был составлен на основании /с отсылкой на него/ юридического права Руси от 1147 года).

Торговые пути в Европе в XI-XIII веках

Торговые пути в Европе. XI-XIII века

Для борьбы с Новгородцами папа использовал, надо сказать, очень недостойный (негуманный) прием – блокаду, запретив всем морское сообщение с Новгородом и поставку продуктов питания, со всеми вытекающими последствиями, как то: отлучение, проклятие и дальше по списку ... В Новгород пришел голод. Спасли его от голодной смерти немцы, пойдя наперекор папе – немецкие купцы по суше наладили переброску в Новгород продовольствия.

Новгород устоял, а с ним и Русь.

Великий Новнород_ Ярославо Дворище

Великий Новгород. Ярославо Дворище

Теперь-то мы знаем, что одна из первых известных попыток создания общества справедливости была во Флоренции. Согласитесь, что что-то не возникает сразу и из ниоткуда. После наложения аналогий проявляется образ Советского союза общества, который у многих на протяжении 70 лет ассоциировался со справедливостью. В этом же ряду стоят и вечный город Рим, Новгород, немецкие независимые города и княжества, где император Священной Римской империи так и не смог установить свои правила и подчинить их себе. Итог ... все они прекратили свое существование в результате: внешней интервенции, предательства, противостояния олигархической верхушки, погрязшей в роскоши как, например, во Флоренции. Не лучше обстояли дела и в Риме – борьба за демократические ценности закончилась тем, что его лишили своего статуса, как центра мира, оставшегося в наследство от античности. Случилось это после непротивления папы, когда Великий город унизили, не приняв во внимание мнение жителей. Последовали протесты. Для их подавления свободный город был отдан во власть представителю завоевателей (готам). В результате, Рим стал обычным городом, а жители его погрузились в глубочайшее уныние. Единственной, кто за долгие века не завоевал, а освободил Рим, оказалась Россия — в 1799 году моряки адмирала Ушакова освободили Рим от Наполеона. Но это уже другая история – история России, когда освободителям Европы и вызволителям христиан из османского плена дома, в России, не оказывали должного уважения и к их победам относились уничижительно.


Можно, конечно, фантазировать, что всё самое лучшее и сразу перескочило из древнего Рима и Греции в Западную Римскую империю, находящуюся под властью пришедших с севера варварских племен. Лихо так, почти через тысячу лет! На самом же деле, после вторжения северных племен (нынешние территории Италии, Франции, Испании ...) Восточная Римская империя оставалась единственным островом-осколком, сохранившим основные знания и умения древней Греции и древнего Рима, которые в дальнейшем перекочевали в Европу, гонимые разрастающейся Османской империей, где ислам — основная религия, запрещающая всякое изображение человека и любого живого существа.

И тут, с сожалением надо отметить, произошла подспудная замена заслуг Византии в пользу Запада, что вполне вписывается в уже ставшую привычной систему присваивания чужих заслуг, которая мне напоминает что-то или кого-то из нашей современности, кстати, не только вне нашей страны, но и внутри, и что самое примечательное, с таким же размахом присваивания и придания забвению, как у вышеупомянутых.

После того, как пала Восточная Римская империя, включавшая в себя территории Балканского полуострова, Черноморского побережья, Ближнего Востока и Африки, что могло из картин, икон и даже скульптур остаться в мусульманской стране? Это с одной стороны политической карты бывшей Римской империи. С другой её стороны, много раньше по времени, варварские племена го́тов тоже ее не пощадили ... Но ведь дошли же до нас римские и греческие скульптуры ... и не только закиданные когда-то в античном городе Помпеи пеплом вулкана, А если ещё учесть последовательность волн гибели само́й Римской Империи, которой после завоевания го́тами запада считала себя Византия, то можно считать огромным подарком, сохранившиеся сложнейшие инженерные решения и в архитектурных сооружениях тоже, скульптуру и мозаичное искусство, науку и философию, эпистолярный жанр и т д., а вот картин чрезвычайно мало. Это объясняется тем, что были в середине первого тысячелетия в истории Римской империи темные времена, когда в поисках истиной веры уничтожались изображения и не только икон. Но ... но совершенство исполнения картин художниками эпохи Возрождения, начавшейся с волны прибывших во Флоренцию эмигрантов, даёт очень яркое представление об уровне создателей произведений искусства в Восточной Римской империи.

Наследие

В музеях то, что возможно лицезреть - память и навыки человечества в работе художников и мастеров в процессе их совершенствования на протяжении веков.

В искусстве Европы, завоёванной го́тами, главенствовал готический аскетизм. В дальнейшем, культурное взаимопроникновение, симбиоз аскетичной готики и богатство романского стиля Византии оставил потомкам замечательные архитектурные творения, лучшее из этики и эстетики, если не брать во внимание отклонения осуждающиеся основной частью общества(авт.— рассуждения Платона о любви, читались мною, через призму взаимоотношению полов – между мужчиной и женщиной).

До раздела церкви на католическую и православную уровень интеграции Руси в европейскую политику и экономику был довольно основательным. Товары из Руси пользовались большим спросом: редкие по тем временам меха, мед, воск, продукция сельского хозяйства, бревна из лиственницы (на тысячах сваях из лиственницы, вбитых в морское дно, стоит Венеция — до сих пор стоит(!)), большой популярностью пользовался северный шёлк — изделия из льна ... и так далее. Прослеживается и деятельное участие в политической жизни. Так, например, всегда была оказана помощь Ярославом Мудрым польскому князю в подавлениях восстаний, а также сокрытие будущего короля норвежского престола от убийц до его совершеннолетия. Всех своих дочерей Ярослав Мудрый отдал замуж за европейских королей, и одна из них является основоположницей королевской семьи Валуа. Кстати, Анна Ярославна привнесла много нового и прогрессивного во Францию того времени. Прибыла туда со своей библиотекой. Удивило её то, что практически никто не читает книг. И не с её ли образованности и норм гигиены началась культура Франции в том виде, в котором мы её знаем?!

Грандиозный Софийский собор в Константинополе начали строить с базилик в 300-х годах н.э. Свой законченный облик собор обрёл через 200 лет — где-то в 537г., если не ошибаюсь. Собор Святого Петра в Ватикане внешне очень похож на Софийский. Построенный почти через 1000 лет он вобрал в себя лучшее из созданного прежде.

Софийский собор_Новгород_1045- 1050 создания

Софийский собор. Новгород. 1045–1050 годы создания


А что же жемчужина Европы – Венеция, и Генуэзская республика? В сущности, все республики, коими являлись также и Венеция и Генуя, представляли из себя республики с имперскими амбициями, запросами и действями пр расширению своих территорий. Так, Венеция занималась только тем, что перевозила грузы по Средиземному морю, расширяла свою монополию борясь за клиентуру с конкурентами. В частности, с Генуэзской республикой, к которой с благосклонностью относился Император Византии. Генуэзцы обосновались на территории Крыма и Константинополя и пользовались привилегиями при проходе кораблей через Босфор. После падения империи Генуя утратила свои позиции. Предполагаю, (тут я выскажу свои предположения, которые уж больно хорошо накладываются на последовательность далее происходивших событий), что крестоносцев, участников очередного Крестового похода, венецианцы специально оставили под боком у Константинополя под предлогом неуплаты за фрахт судов, направляющихся в сторону Земли обетованной.

В результате разграбления (1204г.) крестоносцами Константинополя и последующего образования Латинского государства под эгидой католической церкви и венецианцев, в Венецию (и не только) стали вывозиться материальные ценности, в том числе и мраморные части разобранных красивейших сооружений теперь уже бывшей Римской империи (Латинского государства).

Войны всегда заканчивались присваиванием материальных ценностей завоевателями. /Так например, после Великой Отечественной войны из Германии в СССР среди других был выведен Цейсовский завод по производству высокоточных оптических приборов ("ЛОМО"). Но есть нюанс – эта война была с нашей стороны освободительной и вывоз материальных ценностей в данном случае надо рассматривать как репарацию за нанесенный моральный и материальный ущерб./Но тем не менее...

После постепенного выдавливания местного православного населения из органов власти и окончательного завоевания османами позиций на территории бывшей Восточной Римской империи (1261 г.) были собраны к 1270 году то, что мы сейчас называем дворцами и архитектурным ансамблем Венеции. Правда, авторство этим сооружения приписывают определенному человеку, и, кстати, странность того, что мраморные блоки имеют разные оттенки, выдают как задумку автора. Это не претензия, а просто факт — собрать из гор мраморного "хлама" то, чем мы сейчас восхищаемся, достойно уважения и восхищения. Парадоксально, но возможно именно этими действиями Венеция сохранила для потомков кусочек облика Византии и сам романский стиль – классический стиль Византии. Там же, в Венеции, находится уникальная византийская когда-то позолоченная скульптура – "Квадрига". И так далее...

Немного отвлечемся от раннего средневековья.

После окончательного падения Византии в 1453 году и появлением в царских хоромах в качестве жены князя Ивана Великого – Софьи Палеолог, доводившейся племянницей императору Византии, их сын, Василий, был документально признан Римом императором. Русь объявила себя третьим Римом. И вот, через во́йны, почти всегда одна и постоянно в осаде Россия никогда не оставляла мечту — всегда была в поисках прекрасного. С перерывом на 300 лет под игом орды и раздробленности всегда стремилась к высоким целям, к идеалу, к достойному воплощению лучшего. В итоге, собрав под своим крылом разные народы и религии взрастила бриллианты стоящие в одном ряду среди классиков мировой литературы, изобразительного искусства, создателей классической музыки, исполнительского мастерства, великих мастеров театра и кино, пополнивших копилку ценителей искусства во всем мире.

Создала свой русский балет, и сохранила его, как лучший в мире. Кстати, парадоксально, но это произошло именно потому, что Россия находилась в изоляции и в отличии от господствовавшего модерна, придерживалась линии классического балета. Был создан Григоровичем на музыку Хачатуряна с участием великих мировых танцоров Большого театра таких, как: Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, шедевр мировой культуры — балет "Спартак". А каков танец рыцарей в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта"? Сколько грации и достоинства в музыке и в танце! А, Джульетта Галины Улановой. В этом же ряду русские и советские композиторы. Сергей Рахманинов... его "Вокализ", да если ещё в исполнении Дениса Мацуева... какое мастерство(!) – это же сплошная нежность и ласка... до слез! А вы слышали мужской хор в грузинской христианской церкви? Магическое и наипрекраснейшее действо.

Такой же магией отличаются оркестры под управление Владимира Федосеева. Когда-то под его руководством выступал оркестр русских народных инструментов, отличительное качество которого было обволакивающее лирическое звучание, сочетающее в себе русскую разухабистость, и какое-то щемяще-душевное звучание, когда можно услышать пение птиц и шум ветра в кронах деревьев ..."там русский дух, там Русью пахнет". Очень жаль, что такого исполнения больше нет. Культуры должны друг друга дополнять лучшим, а не выдавливать иных как "ущербных"... И добавлю. Как-то, на заре перестройки, одна участница телемоста на ТВ между СССР И США, сказала, что в СССР секса нет(!). Ну, что можно сказать по этому поводу? Мне ее жалко ... И потом, не услышать в музыке Свиридова любовь? Причем, во всех ее проявлениях! Это надо постараться))

Не могу пройти мимо советского кинематографа. Искренний, душевный, умный, притягательный. В каждой республике были киностудии, оставившие заметный след в мировой культуре. Да, и эмиграция из России начала 20-го века оставила свой культурный след в каждой стране своего нового пребывания.

Московский метрополитен. Это же прекрасные дворцы! Мы к ним привыкли, считаем, как само собой разумеющееся(!). И кстати, это уже надо рассматривать как продукт, как следствие существования общества для народа — то, о чем когда-то мечтали в Риме, в Византии, во Флоренции... и не только там. В общем, говорить о культуре Византии — о том, что она оставила после себя, можно до бесконечности. (Небольшое отступление. Во время чемпионата мира по футболу в Москве, на станции метро "Площадь революции" на моем пути оказался невысокого роста мужчина средних лет, очевидно, работяга из Южной Америки. То, с каким восторгом он осматривал станцию, ее скульптуры ... все его внимание было там – в этой фундаментальной красоте...это, конечно, незабываемо...А для нас это обыденность...)

ст.метро Новослободская

Москва. Один из 32-х эффектно подсвечиваемых витража на станции метро 'Новослободская'.Открыта в 1952 году.


Россия впитала в себя все мировые культуры. Вы обратили внимание, что китайская комната в Петергофе, созданная по указанию Екатерины Великой, это единственное место, где в наши дни мы можем соприкоснуться с волшебством китайского быта и искусства, существовавшего до XVIII века, в оригинале.

И ещё. Первый искусственный спутник Земли и первый человек, побывавший в Космосе. Это был как-бы посыл во вселенную нашим предкам на тысячи лет назад, соединивший мостом их чаяния, заложенные в мифе о Прометее – извечном стремлении человека бросить вызов богам ради прогрессивного развития человечества, а не замыкаться на пространстве отгороженном забором от остального мира: будь то высокий глухой забор на частной территории или забор из колючей проволоки на границе между государствами... как сейчас (дожили!.. позор!)

Когда к культуре перестают относится как к бриллианту в драгоценной оправе, она начинает хиреть и чахнуть, ее растаскивают по частям и, наконец, её замещает обычная бижутерия, которая мало кого серьезно интересует. Свято место пусто не бывает и пошлость начинает затмевать всё. В новейшей истории с Россией этого бы не произошло, если бы демократию высокообразованного народа СССР на низовом уровне не задавили уродливой идеологией номенклатурной партократии, апофеоз которому — золотой унитаз... Как только духовность задвигают на задний план, тут же появляется скотское отношение к нижестоящим. Из глубин человеческой души начинают подниматься далеко не самые лучшие качества. И тогда, вместо культуры появляются национализм и неприятие другого образа жизни. К чему это приводит хорошо известно, в том числе, и из судьбы России.

Вывод из вышесказанного:

История одна и на всех! Плохая или хорошая, но она такая какая есть со своими взлётами и падениями, пробами и ошибками. И не надо ее чистить или замарывать грязью – ошибки надо признавать, а достижения других принимать. Согласна, что для этого требуется мужество. Так вот, история и устраивает постоянно проверку на слабость. А слабость духа в исторической перспективе это, в конце концов, самоуничтожение, которое начинается с потворства переписыванию истории, безразличием к памяти запечатленной в архитектуре и уничтожения архивов.. (Странно наблюдать, когда избы сохраняют в музейных условиях, а усадьбам с уникальной архитектурным видом и внешним оформлением, и даже ближайшая история — дачи начала и середины 20-го века с не менее интересной архитектурой, оставляют гнить. Получается, иконами, картинами и ювелирными изделиями восхищаемся, а икону стиля, но с другими габаритами в упор не видим... Генетический дефект? )

Культура это не технические детали создания художественного произведения, хотя и это очень важно и, в основном, специалистам. Культура это огромный слой опыта человечества, с каждым новым шагом совершенствующийся и переданный через созданное талантливым автором произведение искусства. И главная задача, которая стоит и стояла во все века перед автором и работниками культуры, причём, всегда где-то на уровне подсознания – донести и приобщить к великому и прекрасному каждого человека, который соприкоснётся с произведением, тронуть его душу, вытащить наружу самое прекрасное, что есть в нем и даже через неприятие (плохой опыт, тоже опыт). Пусть это будет незаметно, пусть это будет каждый раз по капле, с самого простого или сразу и много, как станции московского метро или как ныне разрушенный "крестоносцами" "Центральный детский мир" (детям нужна добрая сказка, а не выставленные наружу запчасти часового механизма), но это должен быть непрерывный процесс совершенствования человека. "Кто раз узнал, где правда и где свет, тот не захочет топтаться в потёмках." ,— в этой цитате Н.Лескова слышится напутствие флорентийских гуманистов из глубины веков.

Идём дальше ...

Под влия­ни­ем тра­ди­ций ан­тич­ных по­ли­сов и гре­ко-рим. де­мо­кра­тии им­пе­ра­то­ра Византии вос­при­ни­ма­ли как слу­жи­те­ля об­ще­ст­ва (ма­ги­ст­рат) – не как гос­по­ди­на всех гра­ж­дан, а как луч­ше­го из них. Византийцы переняли у античности отношение к вселенной, природе, обществу, что проявилось в демократизме, выраженным в избрании императоров. Правда, императоры Византии со временем научились обходить это, но тем не менее оставили миру свой опыт и отложили свой отпечаток на дальнейшем в истории развития мира, как то: итальянские и независимые республики, центры искусства эпохи Возрождения, а также Новгородская республика с народным вече и со всеобщей грамотностью и так далее и так далее. Из далёкого прошлого они (императоры) нам как-бы говорят, – "не надо делать как мы и искать уловки, пользуясь административным ресурсом, иначе, вашу страну, какой бы великой она ни была, будет ждать наш конец."

Икона Спаса Нерукотворного была привезена Ярославом Мудрым из Византии в Новгород в конце первого тысячелетия. И это только дата ее появления на Руси. Дату ее создания можно только предполагать. Её составляющая настолько сильна, что в годы испытаний вывезенная из Новгорода Иваном III в Москву, она поднимала на борьбу за освобождение от ига орды.

Кстати, если приглядеться к тому, что творилось в это же время в Европе, невольно приходишь к выводу, что освобождению России способствовало и то, что авторитет и влияние Ватикана после завоевания османами Константинополя в 1453 году ощутимо упали.

Стали рушится экономические связи. Флоренция пришла в упадок. В основном, из-за отсутствия поставляемой из Сирии шерсти для ее ткацкой промышленности (дальше была еще война с Генуей за выход к морю; через два года Генуя вернула свои территории). У Венеции резко уменьшилось количество зафрахтованных судов. И вообще, была угроза прямого нападения османского флота, корабли которого некоторое время находились недалеко от Венеции (Напугали до смерти и ушли. Уж, не с подачи ли Генуэзцев? Но об этом чуть ниже) и так далее, и так далее. Отчего же такая противоречивая взаимосвязь? Не от того ли, что все набеги и военные компании против Руси держались на деньгах и влиянии Ватикана, под которым лежала вся Европа. В череде этих событий стоит Новгород, его падение (на 25 лет раньше Флоренции). Опять же, в основе лежат все те-же разногласия между местным олигархатом, потерявшим свои берега, и остальными жителями Новгорода. Такая же история конца республики, что и во Флоренции... с той лишь разницей, что новгородский олигархат и архиепископ, обладающие реальной властью и деньгами и использующие стены храмов как банковское хранилище, продавался "злым" соседям, а флорентийский, так сказать, своим – "добрым". В итоге, ставленник Ватикана стал банкиром и основным кредитором во Флоренции, получив в нагрузку к деньга́м, как водится, ещё и власть. (Интересно было бы посмотреть на лица новгородского боярства и богатого купечества, если бы их план удался, их деньги перекочевали бы в карман Ватикана и они вынуждены были бы ходить к единственному банкиру на поклон и выполнять все условия предоставления кредита. Но мог и отказать. И тут уже не покажешь свой гонор, как бывало всегда на Руси, а будешь молча кланяться и умиляться европейской "культуре" и своей забитости, что с успехом мы сейчас и наблюдаем...

Продолжим тему...

Не берусь утверждать, что Византия была достойна уважения во всем. Отнюдь. Зажравшиеся императоры, сидящие на узком горлышке, соединяющем Черное и Средиземное моря, создавали разные проблемы для торговых людей. В основном проблемы решались путем переговоров и мирного договора, но приходилось идти к этому и через военные действия. Но, не смотря на все эти житейские передряги, прикосновение к прекрасному у путешествующих оставило свой неизгладимый след в истории разных народов.

Взаимопроникновение дало то, чем мы сейчас восхищаемся. Кстати, если на территории Древней Руси мы не наблюдаем такого изыска в изобразительном искусстве, кроме инкрустации оружия благородным металлом и драгоценными камнями, то это только значит, что суровый климат диктовал свои условия существования Для росписи храмов приглашались иконописцы из Византии, а наши умельцы специализировались на технологиях изготовления качественных товаров. Например, в изготовлении сложных нависных замков, куда могли входить от 30-ти до 40 мелких деталей, или изготовление воска для свечей, который по своим качествам считался превосходным, и имел клеймо Ватикана как о посланном от бога, и всегда пользовался большим спросом в Европейский странах. Думаю, что именно то, что эти свечи практически не коптили, способствовало сохранению великих фресок в веках.

И еще, в продолжение темы...

Есть одна странность, которую историки как-бы обходят стороной. Папа Иннокентий III выразил свое возмущение действиями крестоносцев в Константинополе несколько запоздало. Как было сказано ранее, венецианцы отказались везти крестоносцев дальше, в Палестину, для защиты Гроба Господня из-за отсутствия у них денег для оплаты фрахта судов, и крестоносцы на три месяца застряли на берегу Босфора напротив Константинополя. Результат оказался плачевным – катастрофическое по своим масштабам разграбление Константинополя. Здесь тоже странность: либо император оказался глупым и жадным, что не захотел накормить и отправить восвояси до зубов вооруженных деток, хоть и из, вроде бы как, своих; либо имперская казна была пуста, что тоже странно; либо то и другое стало возможным в результате сговора, заговора или предательства – это уж как Вам будет угодно считать, уважаемый читатель.

В последствии, папа не только простил часть участников похода, но и возглавил процесс формирования на руинах Восточной Римской империи другого государства — Латинской империи, поставив в ее главе своего вассала и административный аппарат, на должности которого назначались только католики. Через некоторое время ослабили этот режим, а еще позже отдали пальму первенства османам, после чего падение Латинского государства стало делом времени. От Византии номинально остался Константинополь вплоть до 1453 года. Латинское государство просуществовало до 1261 года.

Русь — в порядке очередности

Безусловно, погромщики не могли остановиться (аппетит приходит во время еды). И куда они могли устремиться? А, через Босфор в Черное море. Там, во-первых, в Крыму основательно, так же как и в Константинополе (а это пошлины за проезд через пролив) обосновались Генуэзцы, любимчики Византии и конкуренты Венецианцев в битве за клиентов в морских перевозках. Те выдержали напор, а нападавшие постояли-постояли в море напротив крепости и ушли. Интересно, куда? А вот куда они могли уйти – вверх по течению Днепра (и это во-вторых) находится Русь с такими же православными, как и Византийцы, которых они только что грабанули... Так что надо бы как следует разобраться, кто скрывается под названием Орда. И в-третьих, известно, что дурные примеры заразительны, тем более, что того, кто обеспечивал порядок, а именно,– Византии, не стало. И пошло, и поехало... Русь оказалась лакомым куском. Безусловно, шведы, получившие буллу (поощряющее разрешение, прощавшее все грехи) папы на поход против противников католической церкви, знали о положении Руси после ордынского погрома, понимали, что Новгород не получит обычной военной помощи от южных русских земель, и двинулись в Прибалтику. (Это отдельная большая тема обращения к помощи Тевтонского ордена польского князя Конрада через папу для усмирения языческих прусов, когда пришедшие из разграбленной многочисленными Крестовыми походами Палестины изголодавшиеся тевтонцы (хранители гроба господня) имели уже совсем другие намерения, в которых желания поляков шли просто фоном.) Захват берегов Невы должен был помочь шведам, влившимся в Тевтонский Орден довершить захват Финляндии. но для Новгорода потеря Невы означала и потерю единственного выхода к Балтийскому морю, крах всей внешней торговли. После победы над шведами на Неве молодой князь Александр Ярославич стал Невским. Изгнавшие князя новгородские купцы и бояре вынуждены были просить его организовать защиту города. Оказалось, что не всё могут сделать деньги (изгнание князя было обусловлено отказом уплаты налогов/дани Руси, а это содержание армии/дружин в том числе).

Военные действия крестоносцев в районах побережья Балтийского моря, где жили язычники и беспощадное их истребление вынудило прибалтов сдвинуться со своих мест проживания. Прибалтика опустела. Захватчики стали привлекать, так называемых, локаторов для работы по заселению опустевших земель переселенцами (люминатами).

И тут возникает вполне правомерный вопрос. И куда же тогда делись прибалтийские язычники? Логически, они могли пойти только в южном направлении. Но там, по уверениям историков, были монголо-татары... следы которых, кстати, так и не найдены. Ни стоянок, ни захоронений, ни генетических следов у местного населения, ни подтверждения места столицы. В общем, не осталось никаких следов от прибывания такого огромного образования каким являлась Орда, что следует только из письменных свидетельств того(?) времени. Да, и казанские татары утверждают, что никаких монголов в глаза не видели! Зато, поблизости от них появляется финно-угорская народность – манси. То есть, во глубине Урала носители прибалтийского этноса. Вопрос! Что же все это значит?


Вывод получается, конечно, удивительный и идущий вразрез с выводами историков: монголы были... но где-то (по меркам того времени). Генетические исследования подтверждают присутствие монголов не дальше территории современного Казахстана.

Что же получается? А то, что Орда – собирательный образ наемников из османов, ногайцев, половцев, печенегов и ... крестоносцев, а также искателей приключений и лёгкой наживы из разных стран Европы. И скорее всего, Орда (воровское сообщество) стала продолжением того, что началось в Константинополе...

Вопрос. Почему? Ответ заключается в реакции папы на разграбление Константинополя. Она последовала не сразу, а только через некоторое время. За это время рабы божьи почувствовав безнаказанность увязли в разбоях и грабежах. И только затем последовало осуждение. Помилование было, но только некоторых.

Что это значило для рядового крестоносца, оставшегося без индульгенции? Костер инквизиции на родине. Выход был только один – продолжить... Папа только по прошествии нескольких лет простил остальных.. Начальный капитал у крестоносцев к тому времени был уже сформирован. ("Мавр сделал свое дело, мавр может уходить"). После этого преступное сообщество не исчезло и не растворилось, так как задав однажды тему и создав ядро ("Орда"), тематическое сообщество разрастается уже само вокруг ядра и с теми же персонажами. (Из социальных технологий).

Далее последовала в 1212 году булла папы (разрешение и прощение всех грехов) на поход против язычников Прибалтики, что обернулось их истреблением и изгнанием из родных мест. Начался массовый исход народов не только из Прибалтики, но и с территорий Византии. Как, известно, из Византии беженцы отправились в Европу. Давайте представим, куда же всё-таки отправились прибалты. Их было много, и их исход был растянут во времени пропорциональном наступлению крестоносцев на их родные места и дома. Это была обреченная неизбежность народов. Прибалтам надо было принимать какое-то решение... Одни двинулись на восток (так, на Урале появилась народность "манси"), другие отправились на юго-юго-запад, и, видно по всему, бо́льшая часть.

И вот... Прибалты шли, шли и уперлись в Орду, а там, среди прочих оказались те, от кого они бежали – крестоносцы. Правда, рядовые, но все же! (рыцарям не комильфо вращаться в обществе откровенных грабителей).

Идем дальше...

После завоевания земель язычников крестоносцы не остановились на достигнутом. Кстати, наместник Ватикана потребовал 2/3 завоеванных земель в пользу церкви. Но воинствующие рыцари очень удивились и, естественно, как подобает воинам, ответили в стиле: "А морда не треснет?!". Договорились оставить церкви власть и что-то ещё...

Далее, последовали битвы за Русь под предводительством князя Александра Невского, на Неве и Ледовое побоище на Чудском озере.

Через какое-то время, после состоявшихся битв, Александр Невский, как утверждают историки, отправился в Орду. И пробыл там, аж, больше 10 лет, не считая перерывов!

Как же так? Такой деятельный человек и в качестве заложника? Даже ради ненападения на Русь с юга! И это тогда, когда на северо-западе все может начаться в любой момент....?..


Да! Он молодой и харизматичный парень – князь, воин, которому не больше 25–ти лет. Но чего он сто́ит без войска?! Нестыковочка получается. Имеются исторические намеки, что он де был военачальником и участвовал в сражениях. Но в каких, с кем, против кого? Намекают, что на стороне Орды. ...?!... Не верю!

Дальше у историков наблюдается "провал памяти" ...

Думается (уверена), что Александр Невский подался к своим – к прибалтам, с которыми у Новгорода были всегда хорошие добрососедские отношения, если не считать мелких стычек (идилии без конфликта интересов на бытовом уровне не бывает). Такой как он, не мог быть в роли заложника у, так называемых, монголо-татар! Как талантливый государственный деятель он все просчитал и двинулся в направлении логова врага – воевать сразу с основой, напрямую с врагами Руси, вызвав огонь на себя и оттянув основные силы от Новгорода и Киева. Дело в том, что у крестоносцев был не постоянный воевавший состав, а собиравшийся со всей Европы к определенному сражению. После битвы все разъезжались по домам. Ордынские крестоносцы стали отбывать в Европу. К тому же, ордынцы, привыкшие безнаказанно грабить, не смогли противостоять организованной военной силе и затухли. В это время он вполне мог их перевербовать, заключив с ними соглашение,

Крутой парень был Ярославич! Как же он все стратегически понял и тактически осуществил! Да, осуществил! Из чего такой вывод? Да из того, что в это же самое время, согласно историческим данным, Латинское государство ощутимо трясло от военных стычек со стороны многочисленных военных отрядов славян, которых всех без исключения латиняне называли венграми(!). Да-да, теми самыми венграми, язык которых имеет одни корни с языком прибалтийских народов – финно-угорской группы. Но при этом, и что удивительно(!), историки с упорством, достойным лучшего применения, не могут или не хотят понять, как же такой народ – венгры, появился в центре Европы? Не потому ли, что некоторым очень не хочется признавать факт геноцида Прибалтийских народов и их национально-освободительное движение вдали от своей родины? А!? Проще целый народ записать в странствующих кочевников, в цыган, в монголов, в кого угодно, но только чтобы скрыть следы своих преступлений, а потом переформатировать историческую память у всех народов и стран... Лихо!.. А главное, каков масштаб мышления!

В принципе, шибко удивляться не приходится – переформатирование в отдельно взятой стране происходит у нас на глазах.

А что же происходило в это же время на северо-западе, в Прибалтике? А там Тевтонцы завоевали бо́льшую территорию пруских (пруссами они стали позже) языческих племен. Оказанное сопротивление было не достаточным – не было знания ведения больших военных действий, современного оружия и навыков владения им. Как правило, они совершали набеги небольшими мобильными отрядами. И тут вдруг прусы одержали сокрушительную победу над Тевтонским Орденом, развили успех и освободили значительную часть своей территории, где уже были отстроены и укреплены оборонительными сооружениями в теперь уже бывших пруских городах. Чудеса, да и только! Логически здесь явно прослеживается деятельность военных советников, посланных Александром Невским или им самим. При этом Александр Ярославич являлся великим князем Киевским, великим князем Владимирским, князем Новгородским и других русских земель и исполнял административные и хозяйственные обязанности, как руководитель государства. Прожил всего 42 года. Вернувшись из очередного похода сильно больным со странными симптомами, вскоре умер. Скорее всего был отравлен.


И ещё то, на что как-то сразу обращаешь внимание, – тевтонцы вернули завоёванное в свое время у прусов сразу после смерти Александра Невского. Но дальше не пошли...

Из изложенного следует вывод: Александр Невский развил бурную деятельность и осуществил план по защите Руси на дальних рубежах, не дав врагам собрать свои силы в мощный кулак.

И судя по всему, в Ватикане не нашли другого выхода из сложившейся ситуации, кроме как просто сдать Латинское государство османам, следуя известному изречению, – "Так не доставайся же ты никому!".Таков был итог противостояния Ватикана православным, как внутри страны, так и на внешнем периметре. Археологические раскопки на территории Малой Азии свидетельствуют о жесточайшем сопротивлении греков пришедшим османам. Когда же турки пришли в Европу, Венеция, как и весь христианский мир, содрогнулась. Османская империя росла в размерах и в могуществе. Византии, которая веками их сдерживала, создавая комфортные условия жизни для Европы, больше не было... Но это уже было другое средневековье, когда Европа сумела перенаправить интересы Османской империи. Вот так же и их последователи до сих пор старательно уничтожают Россию, уповая на посулы, интриги.

Идем дальше...

9 июня 2024

<<<<<<<